'сносить нельзя ревитализировать. практическое руководство по созданию креативного кластера. отрывок из 1 главы.
Что такое креативный кластер и как это работает?
Главной основой успеха в экономике ХХI века является креативность — способность творить, создавать новые и менять существующие продукты и услуги. На глобальном рынке уже давно выигрывает не тот, у кого дешевое сырье или рабочая сила, а тот, у кого больше «мозгов».
Доля занятых интеллектуальным и творческим трудом в той или иной отрасли оказывает значительное влияние на ее конкурентоспособность: чем выше эта доля, тем больше шансов занять свое место под солнцем.
Рис. 1 — Доля занятых интеллектуальным и творческим трудом в разных отраслях (условное соотношение)
Сферы, в которых доля занятых интеллектуальным трудом и творчеством превышает 50%, относят к креативным индустриям:
Искусство и культура
Фотография;
Визуальное искусство;
Исполнительское искусство;
Искусство и антиквариат;
Ремесла;
Литература;
Библиотеки;
Музеи / галереи / архивы;
Культурное наследие;
Аукционы;
Фестивали и культурные инициативы.
Дизайн
Реклама;
Архитектура;
Интерьерный дизайн;
Графический дизайн;
Промышленный дизайн;
Мода;
Коммуникационный дизайн;
Интерьерный дизайн и дизайн среды;
Производство ювелирных изделий.
Медиа и коммуникации
Издательское дело;
Телевидение и радио;
Реклама;
Фильмы и видео;
Звукозапись;
СМИ;
Связи с общественностью.
Цифровые технологии
Дизайн и проектирование веб-сайтов;
Дизайн и проектирование программного обеспечения;
Компьютерное программирование;
Дизайн приложений;
IT-стратегии и планирование.
Если для привлечения и удержания людей рабочих специальностей в индустриальную эпоху часто было достаточно лишь обеспечить минимальный бытовой комфорт, то за умы и таланты разворачивается настоящая борьба. Борьба, которую Россия, к сожалению, все больше и больше проигрывает.
Задача увеличения «креативности» экономики предполагает совершенно иной уровень требований к работе и окружающему пространству и отношений между людьми. В отличие от рабочих и обслуживающего персонала, креативному классу платят не за рутинную работу, а за интеллектуальный труд и социальные навыки. Такие люди все меньше готовы работать в классических офисных бизнес-центрах и требуют погружения в особую, креативную среду.
Стихийно или целенаправленно возникающие территориальные сообщества креативных компаний за рубежом принято называть креативными кластерами. В России такие места позиционируются как арт-резиденции, лофт-пространства, лайфстайл-центры и т. п.
Функциональное наполнение креативного кластера
Главной задачей креативного кластера является привлечение творческого сообщества города и талантливой молодежи на свою территорию, обеспечение среды и условий для зарождения в них бизнес-идей, а также производства, продвижения и продажи их продукта. Отсутствие любого из перечисленных элементов делает задачу создания кластера трудновыполнимой.