'сносить нельзя ревитализировать. практическое руководство по созданию креативного кластера. отрывок из 1 главы.
Что такое креативный кластер и как это работает?
Главной основой успеха в экономике ХХI века является креативность — способность творить, создавать новые и менять существующие продукты и услуги. На глобальном рынке уже давно выигрывает не тот, у кого дешевое сырье или рабочая сила, а тот, у кого больше «мозгов».
Доля занятых интеллектуальным и творческим трудом в той или иной отрасли оказывает значительное влияние на ее конкурентоспособность: чем выше эта доля, тем больше шансов занять свое место под солнцем.

Рис. 1 Доля занятых интеллектуальным и творческим трудом в разных отраслях (условное соотношение)

Сферы, в которых доля занятых интеллектуальным трудом и творчеством превышает 50%, относят к креативным индустриям:
Искусство и культура
  • Фотография;
  • Визуальное искусство;
  • Исполнительское искусство;
  • Искусство и антиквариат;
  • Ремесла;
  • Литература;
  • Библиотеки;
  • Музеи / галереи / архивы;
  • Культурное наследие;
  • Аукционы;
  • Фестивали и культурные инициативы.
Дизайн
  • Реклама;
  • Архитектура;
  • Интерьерный дизайн;
  • Графический дизайн;
  • Промышленный дизайн;
  • Мода;
  • Коммуникационный дизайн;
  • Интерьерный дизайн и дизайн среды;
  • Производство ювелирных изделий.
Медиа и коммуникации
  • Издательское дело;
  • Телевидение и радио;
  • Реклама;
  • Фильмы и видео;
  • Звукозапись;
  • СМИ;
  • Связи с общественностью.
Цифровые технологии
  • Дизайн и проектирование веб-сайтов;
  • Дизайн и проектирование программного обеспечения;
  • Компьютерное программирование;
  • Дизайн приложений;
  • IT-стратегии и планирование.
Если для привлечения и удержания людей рабочих специальностей в индустриальную эпоху часто было достаточно лишь обеспечить минимальный бытовой комфорт, то за умы и таланты разворачивается настоящая борьба. Борьба, которую Россия, к сожалению, все больше и больше проигрывает.

Задача увеличения «креативности» экономики предполагает совершенно иной уровень требований к работе и окружающему пространству и отношений между людьми. В отличие от рабочих и обслуживающего персонала, креативному классу платят не за рутинную работу, а за интеллектуальный труд и социальные навыки. Такие люди все меньше готовы работать в классических офисных бизнес-центрах и требуют погружения в особую, креативную среду.

Стихийно или целенаправленно возникающие территориальные сообщества креативных компаний за рубежом принято называть креативными кластерами. В России такие места позиционируются как арт-резиденции, лофт-пространства, лайфстайл-центры и т. п.
Функциональное наполнение креативного кластера
Главной задачей креативного кластера является привлечение творческого сообщества города и талантливой молодежи на свою территорию, обеспечение среды и условий для зарождения в них бизнес-идей, а также производства, продвижения и продажи их продукта. Отсутствие любого из перечисленных элементов делает задачу создания кластера трудновыполнимой.

Рис. 2 Элементы системы кластера